О газовом топливе. Газ как топливо.
Существует множество способов экономить топливо. Самый кардинальный из них – меньше ездить. Но тогда спрашивается, а зачем нужна машина, чтобы любоваться ею, а ездить на автобусе? Можно ездить аккуратно и плавно не набирать большой скорости, резко не разгоняясь и не замедляясь. Но, к сожалению, автомобильный поток диктует вам свои правила. Поэтому большинство правил, за исключением первого, так и остаются лишь теорией. Но есть и другие методы решения этой, можно сказать смело, нелегкой задачи. А именно использование так называемого альтернативного топлива. Нет, не пугайтесь или не радуйтесь, у нас еще не используется водород, спирт или электричество, но уже
достаточно давно используется газовая смесь пропана и бутана. Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам. Эксплуатация показала, что автомобили на газе более выносливы – в полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях – ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла. Здесь же стоит упомянуть о самом интервале замены масла и свечей. При использовании в качестве топлива газа интервал увеличивается в 1,5 раза.
Пропан-бутан – синтетическое топливо. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением. Процесс заправки машин на газонаполнительных станциях несложен и очень похож на заправку бензином.
Плюсы и минусы установки ГБО
Итак, вы еще сомневаетесь? Тогда приведем итог положительных и отрицательных моментов использования газа на автомобиле. Ни для кого не секрет, что цена имеет значение, о ней и поговорим. В сложившейся ситуации на рынке ГСМ цена литра газа в среднем в 2 раза меньше литра бензина АИ-92 и АИ-95 (на январь 2013 г. разница составляет 14 руб.). Это есть бонус. Ура, это здорово! Но для того, чтобы насладиться разницей, сначала надо заплатить. За что? А за установку ГБО. Это есть минус. И вот на сцену выходит понятие – окупаемость установки ГБО. Тут всё просто. Если вы ездите мало, например, только на дачу и только летом, то приходится констатировать факт, что при всех прочих преимуществах газа, вам, скорее всего, придется продолжать ездить на бензине.
Окупаемость оборудования 1-3 поколения (о поколениях написано ниже) 15-20 тыс.км, а оборудования 4-5 поколения около 25-30 тыс. км в год. Зная свой суточный пробег и расход бензина, по формуле, приведенной ниже, вы можете вычислить период окупаемости установленного газового оборудования.
Зная свой суточный пробег и расход бензина, по формуле, приведенной ниже, вы можете вычислить время окупаемости установленного газового оборудования.
Cгбо - Затраты на установку ГБО (руб)
Ц1 - Цена 1 л. бензина (руб)
Ц2- Цена 1 л. газа (руб)
N - Суточный пробег авто (км/день)
P - Средний расход бензина на 100 км. (л)
Ок - Срок окупаемости (дней)
Если вам необходима более полная информации, вы можете запросить ее по телефону +7 (3902) 354511. Мы предлагаем установку газового оборудования мирового производителя ГБО итальянской фирмы "BRC", отличающегося высоким качеством, безопасностью, надежностью, простотой обслуживания. Многолетний опыт работы, постоянное повышение квалификации на семинарах проводимых фирмой "BRC", по праву дают возможность назвать наших сотрудников профессионалами в этой области.
Основным видом деятельности Компании Мишлен является установка, обслуживание и ремонт ГБО 4-го поколения BRC.
Не теряйте времени и получите ознакомительную консультацию прямо сейчас по телефону 8 (3902) 354511
Для автопарков и автопредприятий предусмотрена комплексная система скидок на установку газового оборудования споследующим обслуживанием Ваших автомобилей и с возможностью выезда к клиенту.
Из положительных эффектов с технической стороны можно выделить:
- полное отсутствие детонации на всех режимах;
- отсутствие смолянистых отложений и сажи, следовательно, нагара;
- газ поступает в цилиндры только в паровой фазе, что исключает смывание масляной пленки со стенок цилиндра;
- при правильной настройке отсутствуют рывки в работе двигателя, что продлевает жизнь трансмиссии и шинам;
- автомобиль, оборудованный газом, может эксплуатироваться как на бензине, так и на газе.
- уверенный и быстрый пуск двигателя;
- ресурс двигателя на автомобиле с установленным ГБО увеличивается в среднем на 40%.
- малые затраты на обслуживание;
- экологичность газа выше неэтилированного бензина в 3...4 раза, выброс СО в атмосферу при работе автомобиля на газе приравнен к стандарту Евро 4 и Евро 5.
Пожарная безопасность газобаллонных автомобилей
Журнал "Автомобильная промышленность", 2006 год, № 2
УДК 614.841.48
Г.В. ВАСЮКОВ, д-р техн. наук А.Я. КОРОЛЬЧЕНКО, канд. техн. наук В.В. РУБЦОВ, Академия ГПС МЧС России
Газ в качестве моторного топлива используется в нашей стране с 1934 г. Причем вполне успешно: на сегодняшний день общее число газобалонных (на сжиженном и сжатом газе) автомобилей достигло 400 тыс. и продолжает расти. Однако, несмотря на столь значительный опыт их эксплуатации, отношение к газовому топливу остается несколько предвзятым. В первую очередь это касается представлений о пожарной опасности газобаллонных АТС. Поэтому даже действующие нормативно-технические документы, определяющие требования к объектам хранения, технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей, содержат ряд противоречий, в частности, в отношении категорирования помещений с легковыми автомобилями, работающими на сжиженном углеводородном (нефтяном) газе.
Надо сказать, что такое "осторожное" отношение к данным АТС сложилось явно на основе субъективных факторов, так как о каких-либо серьезных статистических исследованиях оценки их пожарной опасности не известно. По крайней мере публикаций о них не существует. Поэтому Академией ГПС МЧС России, ГУГПС МЧС России и Московским государственным строительным университетом был организован сбор данных по России о пожарах на газобаллонных автомобилях: за период 2000—2004 гг. произошло 212 пожаров. Их обстоятельства и причины проанализированы, выявлен ряд закономерностей.
Так, анализ непосредственных причин возникновения пожаров показал, что основная из них — негерметичность газовой топливной системы (63 %). Значительно меньше (9,2 %) связано с нарушениями техники безопасности при эксплуатации и ремонте газобаллонного оборудования. В 5,8 % случаев причиной стала неисправность газового редуктора; 3 % — утечка газа на заправке; по 2 % приходится на неисправности бензинового клапана, негерметичность, вызванную механическими повреждениями, а также повреждения вследствие ДТП. При переключении с газового топлива на бензин возникло 2,5 % пожаров, а с бензина на газ — 1,5 %; столько же — во время пуска двигателя при отрицательных температурах. Кроме того, в 0,5 % случаев пожар произошел из-за неисправностей заправочного оборудования, а в 3 % причины выявить не удалось.
Углубленный анализ пожаров показал, что в большинстве случаев первопричиной возникновения негерметичности газового оборудования стал пресловутый "человеческий фактор": во многих случаях владельцы газобаллонных автомобилей самостоятельно проводили ремонт газового оборудования, после чего не проверяли его герметичность, а нередко и самовольно вносили изменения в систему газового оборудования; во многих случаях на резиновых трубках газового оборудования отсутствовали фиксирующие хомуты. Зачастую газобаллонное оборудование долгое время эксплуатируют без какой-либо профилактики даже тогда, когда в автомобиле ощущается запах газа.
Поэтому напрашивается простой вывод: в нормативные документы необходимо включить требование о том, чтобы все физические лица, работающие на газобаллонных АТС, изучили инструкцию по эксплуатации газового оборудования, прошли инструктаж в организации, установившей его, и не нарушали все требования, предъявляемые к нему. Водители автотранспортных предприятий обязаны, помимо этого, соблюдать требования "Правил пожарной безопасности для предприятий автотранспорта", а руководители АТП — организовать соответствующий контроль.
Число пожаров, возникших из-за негерметичности газового оборудования, можно сократить в несколько раз за счет выполнения водителями трех простых правил эксплуатации.
Во-первых, перед постановкой ГБА на стоянку следует выработать газ в топливной системе и перекрыть расходный вентиль на баллоне. Во-вторых, после длительной стоянки пуск двигателя проводить при открытых капоте и дверях салона автомобиля. В гараже перед включением электроприборов и пуском двигателя необходимо открыть ворота и проветрить помещение. В-третьих, в процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на нее, а раз в неделю профилактически проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования, для чего в каждом автомобиле рекомендуется иметь пену для бритья и кисть.
Практически 90 % соединений топливопровода газового оборудования (резьбовые соединения и резиновые трубки, закрепленные хомутами), а также его элементов (газовый редуктор, электромагнитные газовый и бензиновый клапаны, проставка карбюратора, тройник-дозатор и др.) находятся в подкапотном пространстве. Утечки же газа наблюдаются, как правило, в местах соединений топливопровода. Этим объясняется тот факт, что именно моторный отсек является наиболее пожароопасным местом газобаллонного автомобиля (табл. 1): именно здесь возникает около 70 % пожаров.
Статистика пожаров показывает, что более половины пожаров на газобаллонных автомобилях возникает во время движения (табл. 2). Значительна и доля пожаров при пуске двигателя. В остальное же время вероятность пожара относительно невелика.
Данные эти свидетельствуют: большинство утечек на газобаллонном оборудовании происходит на работающем двигателе, а значит — на участке от электромагнитного газового клапана до карбюратора. Действительно, при неработающем двигателе и выключенном зажигании электромагнитный газовый клапан закрыт и, если он исправен, утечка возможна только в месте соединения перед клапаном либо на запорно-предохранительном блоке на баллоне. Утечками в этих местах объясняется значительное число пожаров при запуске двигателя на газе. Однако часть таких пожаров возникает из-за нарушения регулировки двигателя и неправильных действий водителя, когда в результате переполнения смесительной камеры карбюратора газ поступает в отсек двигателя.
Следует отметить, что частота возникновения пожаров существенно зависит от времени года: на зимний период приходится 33 %, лето и осень — 25 и 23, на весну — 19 %. Такая закономерность, очевидно, объясняется тем обстоятельством, что при отрицательных температурах соединения и детали (резьбовые соединения, резиновые мембраны газового редуктора и уплотнительные прокладки) газобаллонного оборудования наиболее подвержены повреждениям, которые являются причинами утечки газового топлива. Однако есть и вторая причина: при отрицательных температурах пуск двигателя производится на бензине, а значит постоянно возникает необходимость в переключении с одного вида топлива на другой.
Известно, что пожары в гаражах-стоянках составляют 7,8 % общего числа пожаров на газобаллонных автомобилях. В 2000 г. таких происшествии зарегистрировано пять, в 2001 — один, в 2002 — два, в 2003 и 2004 гг. — по три пожара. При этом за весь исследуемый период в гаражах-стоянках выявлено только два пожара, которые сопровождались взрывом газа с разрушением строительных конструкций. (Причиной третьего пожара с разрушением, по заключению эксперта, мог быть как взрыв газа, так и взрыв паров разлитого бензина.) То есть число пожаров на газобаллонных автомобилях, приведших к взрыву и разрушению строений, очень незначительно (менее 1 %).
Что позволяет утверждать; помещениям с газобаллонными автомобилями следует присвоить категорию пожарной опасности "В", как и с автомобилями на жидком топливе.
Все проанализированные случаи пожаров имели место на автомобилях, использовавших сжиженный пропан-бутан, тогда как на работающих на сжатом метане ни одного пожара не зафиксировано. Однако делать выводы о безопасности природного газа в этом случае нельзя: число таких автомобилей составляет лишь -9 % всех газобаллонных автомобилей. А вот сравнить пожарную опасность автомобилей на сжиженном газе и бензиновых на основании имеющейся статистики можно.
По данным 2003 г., в России было зарегистрировано 400 тыс. газобаллонных автомобилей и зафиксирован 91 пожар. То есть вероятность пожара РГБА = 91/4 • 105 = 3 • 10-4. Число АТС на жидком топливе составляло - 22 млн ед., и на них произошло 19 184 пожара. Соответственно вероятность возникновения пожара на "жидкотопливном" автомобиле составляет РАЖТ = 19 184/22 • 106 = 8 • 10-4.
Следует оговориться, что в отношении пожаров автомобилей на жидком топливе нет точных данных о причинах возгораний: помимо случаев, связанных с системой питания, туда вошло и число пожаров, вызванных поджогами, ДТП и др. Поэтому реальная вероятность возникновения пожара на указанном виде АТС несколько меньше расчетной. Однако, даже если его учесть, соотношение вероятностей возникновения пожара на автомобилях, работающих на жидком и газовом топливах, изменится не столь значительно. Не изменится и качественный результат анализа: вероятность возникновения пожара на автомобиле, работающем на сжиженном пропан-бутане, несколько ниже, чем у "жидкотопливного" автомобиля.